Версия для слабовидящих
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 03:13

Муниципальное бюджетное 
общеобразовательное учреждение

 «Шабуровская основная общеобразовательная школа»
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [1249]
Нормативно-правовая база [54]
Методика [4]
Научно- исследовательские работы [1]
Проекты [2]
Рефераты [0]
Сочинения [0]
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 88
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методика [ Добавить материал ]

Развитие творческих способностей учащихся через использование ИКТ на уроках литературы и во внеурочной деятельности
[ ] 18.03.2009, 10:25
Онорина Любовь Алексеевна

Если ученик не научится в школе сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые, научившись копировать,
умели делать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людьми. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем». Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Так как сегодня существует социальный заказ на творческую личность, я в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание этой проблеме.
Цель моей работы – организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей.
Задачи:
Используя ИКТ,
• систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;
• стимулировать процессы переключения, поисковой активности;
• учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;
• находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей я сделала вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых.
На своих уроках я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него – к
активной любознательности и стремлению узнать, от них – к прочному знанию и научному поиску.
Таким образом, я стараюсь организовать «интересное» преподавание, которое приведет к «интересному» учению, способствующему созданию
положительного эмоционального настроя классного коллектива на решение учебно-воспитательных задач урока.
Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей.
Проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования предоставляет такую возможность.
Цель же моей педагогической деятельности – это развитие творческих способностей через использование ИКТ.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает использование ИКТ.
Моя задача заключается в том, чтобы, учитывая значение ИКТий, найти им надлежащее место в образовательном процессе. ИКТ, применяемые мною, разнообразны как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения. Место ИКТ может быть различным: при проведении внеклассных мероприятий, при изучении нового материала, при опросе учащихся, при закреплении знаний и совершенствовании умений и навыков, в процессе повторения пройденного.
Использование ИКТ составляет систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Например, использование ИКТ в 5-6 классах решает следующие задачи:
• развитие критичности и самостоятельности мышления;
• развитие логического мышления;
• тренировка памяти;
• формирование навыков вариативного мышления;
• эвристическое мышление.
Курс 7-11 классов направлен на формирование других умений и навыков и решает следующие новые задачи:
• тренинг мышления решением нестандартных задач;
• развитие ассоциативного, образного мышления;
• обучение приемам и методам фантазирования.
Использование ИКТ позволяет в интересной и разнообразной форме работать с ребятами, вызывая у них необходимые ответные действия.
Используя этот метод, я тренирую у детей и левое, и правое полушарие
головного мозга, при этом интенсивно развивается правое полушарие, отвечающее за развитие образного мышления.
В своей педагогической деятельности я использую не только ЦОРы, созданные фирмами разработчиками, но и мною разработанные. Они в той
или иной мере направлены на развитие творческих способностей детей (развитие воображения, качеств мышления, которые формируют креативность).
Созданные мною ЦОР обладают рядом дидактических возможностей. Они позволяют:
• представлять обучаемому информацию в различной форме;
• контролировать временные параметры урока;
• выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
• активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
• мобилизовать внимание обучаемого.
Перечисленные дидактические возможности не только активизируют процессы восприятия, мышления, воображения, памяти и мобилизуют внимание обучаемого, но и включают его в деятельность.
Акт творчества может происходить исключительно по внутреннему движению души. Следовательно, для того, чтобы у моих учеников это движение возникало, и возникало как можно чаще, я и создаю ЦОР, которые помогают мне воздействовать в первую очередь на характер учеников, а не на их головы.
Развивать индивидуальные творческие способности, учить максимально эффективной их реализации, мне помогает то, что при составлении ЦОР я становлюсь «изобретателем», а не «технологом». Творчество заразительно. И поэтому мои труды развивают в учениках неудержимую тягу к творчеству – они вместе со мной работают над составлениями ЦОР. Своим ученикам я предлагаю задачи, которые не решаются знакомыми методами. Под задачей понимается преодоление любого препятствия. Все это мне помогает развивать индивидуальные творческие способности моих учеников и помогает научить их максимально эффективно их реализовать.
Созданные мною ЦОР условно можно разделить на две группы:
• ЦОР, используемые во внеурочной деятельности по литературе
• ЦОР, используемые на уроках литературы
Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент оптимально организованного учебного процесса. Это мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, расширения и углубления знаний, приобретаемых школьниками на уроках.
Внеклассной работе я уделяю большое внимание, так как она способствует более глубокому осознанию приобретенных на уроке знаний, помогая тем самым качественнее усвоить программный материал, совершенствовать полученные навыки, расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие возможности, повышает общую культуру.
Игра, учение и труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Глубоко ошибаются те учителя, которые представляют игру лишь как забаву и развлечение. Я считаю, что игры могут и должны быть использованы в целях развития познавательных интересов, творческих способностей учащихся. Одной из форм проведения игры является использование ЦОР, содержащих шарады, загадки.
Используя данные ЦОР, я пришла к выводу, что разгадывание шарад развивает образность, гибкость мышления, интуицию, способность понимать непрямые намеки. При втором, активном варианте, когда ребята сочиняют шарады сами, эффективность еще выше, задействуются речевая изобретательность, фантазия, развивается навык стихотворства.
Творчески развиваться – просто и интересно. В этом я убеждалась каждый раз, когда проводила викторины.
Практика показала, что использование таких ЦОР способствует формированию и развитию творческого мышления учащихся, интереса к литературе. Также развивается интуиция, способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту, способность рисковать.
На современном этапе развития общества мы наблюдаем отсутствие интереса к чтению. Сегодня ребятам хватает многочисленных информационных каналов: телевидение, компьютеры, видео- и аудио-продукция; наконец, увы, наносят урон полезному чтению псевдохудожественные издания. Я с уверенностью могу сказать, что чтение не ушло из жизни детей. Только изменилась структура чтения. Оно стало разделяться на деловое чтение – чтение для учебы в широком смысле и для будущей карьеры, и на развлекательное – для отдыха. Дети чаще выбирают первый путь, поэтому их интересуют книги, связанные с учебой. Я пытаюсь помочь своим ученикам – знакомлю их со справочной литературой, провожу презентацию книг.
Использование ЦОР при презентации дает возможность живого созерцания, то есть наглядного восприятия, является началом всякого познания, развивает ряд креативных способностей.
«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, - писал К.Д.Ушинский. Ученые установили, что 80% информации человек воспринимает с помощью зрения. Использование ЦОР для презентации книг имеет неоспоримое значение.
Не менее важной формой организации внеклассной деятельности по литературе является проведение различных тематических мероприятий. При их проведении я также стараюсь использовать ЦОР:
При создании этих ЦОР я использовала интеграцию. Она способствует развитию творческого мышления учащихся, развивает критичность и самостоятельность мышления, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к людям, к природе, к труду, к жизни.
Проблема гуманизации образования – одна из важнейших проблем современной школы. Она ставит своей целью дать учащимся целостное представление о мире, научить философски осмысливать окружающую жизнь, развивать в детях чувство сострадания, сопереживания, понимать прекрасное. Факультатив «Вокруг тебя – мир…»(6-7кл.) является мощным средством решения этой проблемы.
Мной составлены ЦОРы к данному факультативу. Ряд заданий в этих ЦОРах также направлен на формирование творческих способностей. Например, детям предлагается проассоциировать понятие, проанализировать текст, соотнести представленный слайд-фильм с темой урока, подобрать к определению соответствующее понятие, соотнести произведение и афоризм.
Урок является основной формой организации обучения в школе. Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения.
Использование ЦОР на уроках литературы привело к существенному повышению качества учебно-воспитательного процесса. На своих уроках я формирую творческий потенциал личности. Ведение в урок ИКТ позволяет достичь высокую степень усвоения учебного материала, происходит эмоциональное воздействие на чувства детей.
С целью активизации учебно-познавательной деятельности и формирования творческой активности я вместе с учениками создала ряд ЦОРов.
Помогая мне составлять ЦОР, ученики становятся активными участниками учебного процесса.
Я обеспечиваю право выбора учеником темы для составления ЦОР, формы его выполнения и защиты. Это дает творческий результат. Свобода, творчество, развитие – понятия взаимосвязанные. Развивается лишь тот, кто создает и творит новое, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.
Созданные ЦОР развивают умение сравнивать, анализировать, способность видеть проблему, высокие эстетические ценности, развивается гибкость, законченность, то есть дивергентный способ мышления.
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что работа над составлением ЦОР формирует у учащихся более исчерпывающее понимание представленной информации, помогает закрепить и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания. При работе из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю». Такой вид работы позволяет переосмыслить уже имеющиеся сведения, посмотреть на проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях. Ведь обычно от ребят требуется проанализировать, «расчленить», выбрать главное, сделать выводы, а все это является составной частью развития творческих способностей.
Творческая деятельность возникает при наличии интереса к предмету. Для развития познавательного интереса я активизирую деятельность учащихся, развиваю у детей потребность в самообразовании.
Чтобы решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности ни осуществлялась
познавательная деятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда была и будет производной, зависимой от деятельности учителя.
Я убеждена, что цель педагогики – всемерное, постоянное стимулирование
деятельности школьника. Эта деятельность включает в себя овладение
учебными умениями и навыками, использование правил эффективного мышления при решении учебных, практических, жизненных задач. Высший уровень развития способностей, идеал – собственно творчество.
Использование ИКТ на уроке пробуждает интерес школьников к изучаемому предмету, рассеивает ученические страхи, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать и, конечно же, развивает творческие способности учащихся.

Категория: Методика | Добавил: olybov
Просмотров: 17389 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.4/10 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Ссылки






Copyright MyCorp © 2024