Версия для слабовидящих
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 08.05.2024, 20:21

Муниципальное бюджетное 
общеобразовательное учреждение

 «Шабуровская основная общеобразовательная школа»
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [64]
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 88
Статистика

каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Портфолио успешной личности.

Онорина Л.А., классный руководитель 11 класса

Портфолио успешной личности

Введение   

   Ранняя юность – время становления индивидуальности молодого человека, время оценки его социального, личностного, интеллектуального потенциалов и перспектив развития.

    Я, работая с юношеским возрастом, нахожусь в двойственном положении. С одной стороны, совершенно понятно, что эффективность воспитательной работы зависит от глубины и степени доверительности отношений между воспитателем и старшеклассником. С другой стороны, старший школьный возраст – это время внутреннего созревания личности молодого человека, требующего особого такта в построении взаимоотношений с ним. Поэтому я использую личностное портфолио, которое адресовано каждому отдельно взятому старшекласснику.

  «Портфолио» как понятие, относящееся к образованию, стало достоянием школьной жизни совсем недавно.  В широком смысле слова портфолио – это способ фиксации, накопления и ранжирования индивидуальных объективных успехов школьника. 

  Существует две группы разновидностей портфолио: портфолио внешних достижений  и портфолио личностного развития. Термин «портфолио» в данном случае употребляется в качестве дополнения к основному его значению и имеет характер метафоры. Личностное портфолио представляет собой набор или комплект социально значимых качеств, свойств и характеристик, изменения которых исследуются в динамике развития и становления индивидуальности юношей и девушек старшего школьного возраста.

  Назначением портфолио в этом случае является познание личностных особенностей с целью их усовершенствования в определенном направлении. Портфолио развития – это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Это получение частных результатов, которые складываются в целое свидетельство дееспособности человека,

 правомерности притязаний на признание его в новом возрастном и социальном статусе. В конечном счете, портфолио личностного развития служит цели подтверждения значимости человека и его неповторимого пути к достижению индивидуальных вершин.

  Отличие личностного портфолио от портфолио внешних достижений состоит в том, что предметом систематизации становятся не свидетельства успехов в учебе и внеклассной деятельности, а материализованные результаты динамики развития собственной личности в различных ее проявлениях. Это не сбор разрозненных фактов. Это изучение старшеклассником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств субъекта.

  В своей работе я рассказываю о  создании одного из видов личностного портфолио старшеклассника – «Портфолио успешной личности». Также в работе есть приложение, где представлена часть раздаточного материала для учащихся.

  При написании работы использовала учебно-методическое пособие, при создании которого авторы использовали литературу по вопросам профилактики девиантного поведения, создания и применения портфолио, развития организаторских СП особностей старшеклассников, личностного саморазвития старшеклассников.

  Портфолио успешной личности

  Мы растим личность – гуманную, толерантную, деятельностную, способную достичь успеха. 

  В современном мире роль лидера, личности с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у старшеклассника устойчивую доминанту на самоусовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники школы не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными специалистами и самоуверенными карьеристами.

 Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха – это моя задача. Мой долг классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.

   На классных часах мы с детьми создаем «Портфолио успешной личности», направленное на содействие личностному росту старшеклассников.  Это содействие проявляется в

  • обучении эффективным приемам достижения успеха в жизненных ситуациях;
  • раскрытии внутреннего потенциала старших школьников;
  • развитии лидерских качеств и организаторских способностей;
  • формировании жизненных навыков, необходимых выпускнику в будущей карьере;
  • поддержании учебных целей и стремления старшеклассника к самосовершенствованию, его желания и умения постоянно учиться новому.

  Цель портфолио:  помочь старшекласснику в самореализации как личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.

  Задачи портфолио  состоят в том, чтобы после его заполнения старшеклассники могли:

  • эффективно управлять саморазвитием, осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание, ставить цель и добиваться ее реализации;
  • конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, стрессами, эмоциями, временем;
  • плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;
  • успешно развивать  учебные навыки;
  • легко совершенствовать жизненно необходимые прикладные умения;
  • самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор.

  Структура портфолио включает в себя пять взаимосвязанных разделов, удерживающих целостность целенаправленного саморазвития учащихся в достижении жизненного успеха. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы, для которого специально формулируются цели и выбираются средства их достижения.

  Содержание работы по разделам представляет собой систему практических заданий, раскрывающих внутренние возможности старшеклассника и развивающих личностные качества успешного человека. Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов и обеспечивает реализацию индивидуально-личностного подхода в их воспитании.

  Первый раздел. Задания на развитие мотивации к личностному росту. Главное назначение заданий этого раздела – сфокусировать внимание

старшеклассника на том, что такое «Портфолио успешной личности», и

повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию, пробудить желание изменить себя. Выполняя разные задания, старшеклассники создают портрет преуспевающей личности, учатся рассуждать на тему «Что такое успех», анализируют факторы успеха в диаграмме, строят свою «лестницу успеха» - план карьерного роста, знакомятся с философией успеха известных всему миру людей, выводят свою формулу успеха в жизни.

  Второй раздел. Задания на самопознание и управление саморазвитием. Главная задача данного раздела – помочь школьнику создать образ своего «я», сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие у старшеклассника внутренних возможностей и развитие их умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки. В фокусе данного блока находится также планирование своего будущего, повышение мотивации учения и саморазвития. Внимание учащихся акцентируется на осмыслении жизненных ценностей и потребностей. Старшеклассники учатся делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель, планировать свои учебные и личные дела и выполнять их.

   Третий раздел. Задания на развитие личностных качеств. Главная цель заданий – развитие характера. Работа начинается с обзора личностных качеств, которыми должен обладать успешный человек, и представляет собой главную ступень сознательного, целенаправленного процесса самовоспитания личности старшеклассника. В центре внимания – работа над своим характером. Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям,

умение управлять эмоциями и временем, самообладание и стрессоустойчивость. В этом разделе содержатся советы, как стать более организованным и ответственным, как повысить свою самооценку.

  Четвертый раздел. Задания на развитие эффективной коммуникации. Главная задача этого раздела состоит в анализе и развитии позитивных взаимоотношений с другими людьми. Задания этого раздела способствуют развитию социально важных качеств человека – коммуникативных умений. Старшеклассники учатся строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления.

  Пятый раздел. Оценка достижений. Задача последнего раздела – осуществление самоанализа успехов и достижений. Учащиеся оценивают свои умения, личностные качества и то, насколько им удалось измениться в процессе работы над портфолио.

  Ожидаемые результаты. Эффективность системной работы над созданием портфолио измеряется тем, насколько прочно будут сформированы общегражданские ценности выпускника школы, его способность конструктивно выполнять разные социальные  роли, умение органично вписаться в общественные институты, его готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию.

Вывод

    Зачем нужно «Портфолио успешной личности» в школе? Ответ на этот вопрос предложил Э.Фромм в своей знаменитой работе «Иметь или не иметь». «Человек, - утверждал он, - должен научиться смело смотреть в лицо реальности. Если он сознает, что ему не на что положиться, кроме собственных сил, он будет учиться использовать их должным образом». Основной вывод, к которому приходит зрелая личность, может быть выражен формулой: «Я у меня есть, и я не пропаду». Школа своей системой профильного обучения, обращенного к индивидуальным интересам молодого человека, может способствовать успешному началу процесса овладения своей личностью как инструментом построения своего экономического и просто человеческого благополучия.

  Я убеждена, что данная работа дает положительный результат:

  • диагностика уровня воспитанности: 40% - высокий уровень, 60% - средний уровень. Данные результаты говорят о том, что у детей сформированы отношения к учебе, природе, обществу, людям, к себе. Можно с уверенностью говорить о том, что у учеников есть те качества личности, которые помогут им достичь успеха.
  • результаты успеваемости  - 100% успеваемости, качество знаний -56 %.

   В течение 2007-2008 учебного года ученики принимали участие в различных творческих, интеллектуальных и спортивных конкурсах разного уровня:

  • Муниципальный конкурс «Права человека» - Онорина А., 2 место
  • Муниципальный конкурс «Овеянный славой флаг наш и герб» -Онорина А., 2 место
  • Муниципальный конкурс «Мой любимый учитель» - Онорина А., 2место
  • Девятый Всероссийский фестиваль юных журналистов «Своя высота» - Онорина А., сертификат участника
  • Муниципальные олимпиады:
    1. Бабушкин С. – химия (3 место), биология (2 место), французский язык (3 место), физкультура (3 место), экология (3 место).
    2. Светлаков А. – география (3 место), обществознание (1 место).
    3. Старицын Д. – информатика (2 место).
    4. Селиванов П. – экономика (2 место), алгебра (3 место).
    5. Онорина А. – русский язык (2 место), литература (1 место), французский язык (2 место).
  • Муниципальная НПК
    1. Онорина А. – литература (1место).
    2. Старицын Д. информатика (3 место)

·        «Лис» - Онорина А., 1 место

·        Всероссийская олимпиада по иностранному языку:

1.      Онорина А. – 3 место

2.      Бабушкин С. – 2 место

  • Краевой конкурс компьютерного дизайна «Удивительный мир Прикамья» - Старицын Д., Старицын В. , 3 место.
  • Участие в Интернет-олимпиадае по химии
  • Спортивные достижения.

1.      Всероссийский турнир по боксу. Удмуртская республика – Селиванов П., 2 место.

2.      Открытое первенство по боксу в г. Нытва – Селиванов П., 1 место.

3.      Открытое Первенство и Чемпионат г. Чайковский по боксу – Селиванов П., 1 место

  • Муниципальный конкурс компьютерного дизайна – Онорина А,                                                                                                                                               3 место
  • Фестиваль певческой культуры – Бабушкин С., 1 место.
  • КВН (отборочный тур) –  3 командное  место.
  • Муниципальный театральный фестиваль – 2 командное место.
  • Туристический слет – 3 командное место.
  • Муниципальный конкурс детского творчества. Вышивка бисером - Онорина А., 2 место.

 Работая по данной программе, я основываюсь на следующих концептуальных положениях:

  • Успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников и основа их здоровья;
  • Успешность ребенка – необходимое условие социализации человека;
  • Успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность;
  • Успешность воспитанника связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости;
  • Успешность школьника – результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения и самовыражения;
  • Успешность – норма полноценной жизни ребенка;
  • Успех – основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.
 Я верю, что   мои ученики выберут правильные ориентиры личностного роста и будут социально успешны.                                                                          
Категория: Мои статьи | Добавил: sabschool (31.01.2009)
Просмотров: 14166 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Ссылки






Copyright MyCorp © 2024