Версия для слабовидящих
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 05:08

Муниципальное бюджетное 
общеобразовательное учреждение

 «Шабуровская основная общеобразовательная школа»
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [64]
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 88
Статистика

каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебного предмета (курса)

                                                                                           Приложение № 5

                                                                                           Утверждено

                                                                                           приказом МБОУ «Шабуровская

                                                                                           основная общеобразовательная школа»

                                                 от   17.04.2014      № 25

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о рабочей программе учебного предмета (курса)

Муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения                                                       «Шабуровская основная общеобразовательная школа»

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2012 года № 273-ФЗ и Уставом школы.   Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.  и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих учебных программ.  Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен.

1.2. Рабочая программа учебного предмета (курса) (далее – рабочая программа) нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на примерной или авторской программе по учебному предмету.

1.3. Цель рабочей программы учебного предмета (курса) – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта  и Федерального государственного  образовательного стандарта.
  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса и контингента обучающихся.

1.4. Функции учебной программы:

·         нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

·         целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

·         определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания);

·         процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

·         оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня образовательных достижений  учащихся.

1.5.            Классификация рабочих учебных программ

К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа» в рамках реализации основных программ  начального, основного  общего образования, относятся:

  • программы по учебным предметам;
  • программы учебных курсов;
  • программы курсов;

Рабочие программы подразделяются на следующие виды:

Рабочие программы, разработанные на основе Примерных (типовых) программ:

  • Адаптированная программа:  изменения носят структурный характер (перекомпановка тем, часов), не затрагивающая содержание образования; изменения в содержании затрагивают не более 30%.

Модифицированная программа: изменения  в содержании  более 30% при сохранении обязательного минимума стандарта содержания образования.

Авторская рабочая программа: оригинальная программа, полностью разработанная автором/коллективом авторов, отличающаяся новизной и актуальностью, не противоречащая по содержанию государственным целям в области образования и действующему законодательству.

                                       2. Нормативно-правовая база разработки рабочей программы

Рабочая программа разрабатывается с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Закон РФ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • Требования к оснащению учебного процесса (по конкретному предмету);
  • Основная образовательная программа  МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа»;
  • Учебный план  МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа»;
  • Перечень учебников к использованию в учебном процессе, утверждаемый ежегодно приказом по МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа»; с учетом федерального перечня учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе.

3.Технология разработки и использования рабочих программ.

3.1.  Рабочая программа (далее - Программа) - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины ( курса по выбору, факультатива, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте, примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области).

3.2. Рабочая программа   составляется учителем-предметником, а также может составляться  заместителем директора по УВР Допускается разработка рабочей программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения и проходит экспертизу на уровне ОУ.

3.3. Рабочая программа по учебному предмету (курсу) является единой для всех учителей (преподавателей) данного предмета, работающих в МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа» и обязательной для административного контроля за полнотой и качеством реализации.

Действие принятых и утвержденных рабочих программ продлевается до тех пор, пока не появляется необходимость в ее изменении. Основаниями для изменения рабочей программы (или написания новой) могут быть:

  • изменение федеральных стандартов образовательных программ;
  • изменение количества часов  в учебном плане по соответствующему учебному предмету
  • переход на другой используемый в обучении учебник по соответствующему  предмету
  • изменение используемой учителем педагогической технологии  в обучении соответствующему  предмету;
  • инициатива учителя по разработке своего варианта рабочей программы.

3.4. Тематическое планирование пишется каждым учителем и утверждается ежегодно, даже в случае продления работы рабочей учебной программы по предмету.

3.5. Учитель может использовать рабочую программу, разработанную и утвержденную коллегой или коллективом учителей, но при этом в обязательном порядке разрабатывает свой тематический план реализации программы.

3.6. Рабочие программы по кружкам,секциям, факультативным курсам, курсам по выбору составляются на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.

3.7. Каждый отчетный период (четверть,  полугодие, год) тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения  учитель обосновывает и  вносит изменения в тематическое планирование, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

В соответствии с тематическим планированием заполняется классный журнал.

3.8. Положение о рабочей программе утверждается директором школы.

3.9. Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

3.10. Рабочая программа должна быть обеспечена учебно-методическим комплектом (программа, учебник, учебные тетради для учащихся, методические пособия для учителей и др.)

3.11.    Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать  учебному плану ОУ на учебный год.

3.12.    Рабочая программа разрабатывается сроком на один учебный год.

 

4.  Структура и составляющие рабочей программы

 

Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса, дисциплины) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

1.        Титульный лист

2.        Пояснительная записка

3.        Основное содержание обучения

4.        Требования к уровню подготовки обучающихся (Планируемые образовательные результаты учащихся)

5.      Формы контроля и критерии оценивания уровня достижений учащихся

6.        Учебно-методическое обеспечение

7.        Календарно-тематическое планирование (с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ФГОС) в качестве приложения к рабочей  программе  учебного предмета

8.         Приложения к Программе

 

4.1. Структурные элементы рабочей программы педагога

 

№п/п

Элементы

рабочей

 программы

Содержание элементов рабочей программы

1

 Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения программы (рассмотрение на заседании педагогического совета с указанием номера протокола и утверждение приказом директора школы с указанием номера приказа и даты);

- название учебного курса, для изучения которого написана программа;

- указание класса, где реализуется  программа;

- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория;

- название  населенного пункта;

- год разработки программы

2

 Пояснительная записка

 

 

Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе

- особенность по отношению к ФГОС НОО,ООО

- концепция (основная идея) программы;

- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

 

Кому адресована программа

тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (школа, гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

 

Нормативно-правовые документы

БУП – 2004

Примерная программа  основного общего образования…….

Программа по …..(автор, название)

Государственные образовательные стандарты

ФГОС  НОО ( 1-3 классы)

 

Вид программы

Традиционная адаптированная (изменения в количестве часов по теме и последовательности изучения тем)

Традиционная модифицированная ( изменения  в содержании на 10-15% с обоснованием)

Инновационная авторизованная ( изменения  в содержании до 50%)

Инновационная  авторская (изменение содержания, методики, общих принципов до 50% + апробация + положительный результат +рецензирование))

Инновационная экспериментальная

 

 

Цели и задачи программы

  • кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;
  • сроки реализации программы;

 

Принципы, лежащие в основе построения программы

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых);

 

Специфика программы

- общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;

- логические связи данного предмета с остальны­ми предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

 

Виды и типы уроков

Изучения нового, закрепления изученного, обобщающий урок применения знаний и умений

Урок-экскурсия, урок –соревнование, интегрированный урок и т.д.

Количество лабораторных, практических и контрольных работ

 

Форма организации урока

Фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах

3

Основное содержание обучения

- перечень и название раздела и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы:

  • основные изучаемые вопросы;
  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
  • требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела;
  • формы и вопросы контроля;
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся

формируемые универсальные учебные действия;   

4

Требования к уровню подготовки обучающихся или Планируемые образовательные результаты учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

5

Формы контроля и критерии оценивания уровня достижений учащихся (Итоговый контроль)

 

 

Объём и сроки изучения

 

6

Учебно-методическое обеспечение

Средства  обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы.

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: базовый учебник,  дополнительная литература для учителя и учащихся.

Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников.

 Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе.

 

Библиографический список для учителя

Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника

 

Библиографический список для обучающихся

Список учебных пособий для учащихся

7

Календарно-тематическое планирование  (КТП) с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- темы отдельных уроков и учебные материалы к ним

- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

- указание на виды деятельности учащихся

  • конкретизируются формы и методы контроля;
  • дата проведения урока

 

 

Учитель может на свое усмотрение добавить дополнительные столбцы в плане-сетке КТП для уточнения дополнительной информации (домашнее задание, формы организации работы учащихся, текущие виды контроля, УУД и т.п.)

8

Приложения к программе*

- основные понятия курса;

- контрольно-измерительные материалы;

- темы проектов;

- темы творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации;

- лист внесения дополнений и изменений

 

                              5. Требования к техническому оформлению рабочей программы

5.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

                                    6. Утверждение рабочей программы

6.1. Рабочие программы и календарно- тематические планы учителей (в случае если учителя данного учебного предмета (курса) охвачены  методическим объединением) ежегодно до 1 сентября  рассматриваются на методическом совещаниии  на предмет:

  • их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам общего образования или  ФГОС
  • их соответствия данному Положению в части требований к содержанию и оформлению;
  • их соответствия учебному плану;
  • соответствия заявленных программой учебников перечню учебников, утвержденных к использованию в предстоящем учебном году приказом директора  школы;
  • эффективного распределения часов в тематическом планировании.

Решение методического объединения учителей отражается в протоколе  заседания пунктами:

1)перечень вновь принятых рабочих программ;

2)перечень  рабочих программ, рекомендуемых к продлению их использования в предстоящем учебном году;

3)перечень рабочих программ, нуждающихся в доработке;

6.2. Далее рабочие программы и календарно-тематические планирования анализируется заместителем  директора по учебно-воспитательной работе    МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа» . 

6.3.Факт прохождения экспертизы вновь принятых авторских  рабочих  программ учебных предметов (курсов) и рассмотрение и принятие рабочих программ  и календарно- тематических планов заместителем  директора по учебно-воспитательной работе отражается соответствующим грифом  на титульных листах  тематических планов  и вновь принятых рабочих программ учебных  предметов ( курсов).

 

7. Компетенция и ответственность учителя.

7.1. К компетенции учителя относятся:

  1. использование и совершенствование методик учебной  деятельности и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и учителя;
  2. организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, иными локальными актами общеобразовательного учреждения;
  3. осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  4. отчетность о выполнении обучающимися практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом на текущий учебный год и расписанием занятий.

7.2. Учитель несет ответственность за:

  1. соответствие календарно-тематического планирования в рабочей программе с записями тем в классном журнале;
  2. невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
  3. реализацию обучающимися не в полном объеме общей и практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и расписанием занятий;
  4. качество знаний, умений и способов  деятельности обучающихся по учебному курсу, предмету;
  5. нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации рабочих программ.

 

8. Утверждение рабочей программы.

8.1. Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы определяется данным положением.

8.2. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 1 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.

8.3 Деятельность заместителя директора по УВР по рассмотрению рабочих программ:

8.3.1.  Заместитель директора по УВР рассматривает рабочую программу по предмету  на соответствие ФГОС, реализуемой программе, образовательной программе школы, школьному положению о рабочей программе, учебному плану, в случае необходимости даёт  рекомендации по доработке программы.

8.3.2. В случае принятия заместителем директора по УВР решения о включении данной программы в перечень рабочих программ, реализуемых в школе в очередном учебном году, он  на титульном листе под грифом «Согласовано» ставит дату и подпись.

8.3.3. Согласованную рабочую программу заместитель директора по УВР передает для утверждения директору школы.

8.4. Деятельность директора  образовательного учреждения по утверждению рабочей программы.

8.4.1. Директор рассматривает программу на соответствие ФГОСу, реализуемой программе, школьному Положению о рабочей программе.

8.4.2. Директор школы приказом утверждает рабочие программы  по всем предметам учебного плана на текущий учебный год. В титульном листе под грифом «Утверждаю» ставит дату, подпись.

8.5. После утверждения директором школы Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

8.6. Рабочие программы, являющиеся авторскими,  проходят дополнительно процедуру внутреннего и при необходимости внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высококвалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.

8.7. Рабочие программы учебных предметов могут корректироваться в период учебного процесса. Основаниями для внесения изменений могут быть следующие обстоятельства:

- изменение часов учебного плана, отводимых для изучения предмета;

- изменение федеральных государственных образовательных стандартов;

8.8. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с  заместителем директора по УВР на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и  требованиям государственного образовательного  стандарта. На последней странице  рабочей программы  (внизу справа) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись). Расшифровка подписи. Дата.

 

9. Контроль за реализацией рабочих программ

9.1. Контроль за реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.

9.2. Контроль выполнения рабочей программы осуществляет заместитель директора по УВР.

 

10. Делопроизводство

10.1. Администрация школы осуществляет систематический контроль за выполнением рабочих   программ,   их   практической   части,   соответствием записей в классном журнале содержанию рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, года).

10.2. В случае невыполнения рабочей программы, по итогам проверки, учитель фиксирует необходимую информацию  в листе  корректировки в конце каждого полугодия.

10.3. Итоги проверки рабочих программ подводятся на административном совещании.

10.4. Экземпляр рабочей программы хранится у учителя, в электронном виде хранится в методическом кабинете и в базе данных на сервере школы.

10.5. Рабочие программы хранятся в течение трех лет.

10.6. В календарно- тематическом планировании учитель проставляет дату по факту проведения урока и  прописывает ее ручкой. Изменения дат проведения уроков в случае дней по  болезни, командировки учителя и др.  вносятся в лист фиксации дополнений в рабочую программу.

10.7. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: zfp (12.03.2015)
Просмотров: 280 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Ссылки






Copyright MyCorp © 2024