К сожалению, современные программы по литературе в старших классах не дают возможности учителю выделять достаточное количество уроков для обучения теории и практике сочинений разных типов и жанров. Поэтому представленный материал поможет ученикам при написании сочинений.
Тематические типы сочинений по материалу и объекту анализа 1. Литературная тема. 2. Публицистическая тема. 3. Свободное описание-рассуждение. 4. Проблемное рассуждение о какой-либо одной стороне произведения, героя.
Типы сочинений по видам анализа 1. Сопоставительный анализ образов, произведений, авторов, проблем: сходство и различия. 2. Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах анализа. 3. Проблемно-обобщающее рассуждение в рамках заявленной проблемы.
Жанры сочинений и их особенности Жанровые особенности сочинения определяются выбором темы, характером материала для сочинения, способом изложения, отношением автора к анализируемому событию, явлению, герою. Специфика жанра определяется используемой лексикой, синтаксическим строем сочинения. Важное значение имеет эмоциональный настрой, создаваемый сочинением. Главные принципы жанрового деления: предмет изображения, способ изображения (средства, приемы), целевая направленность.
Основу жанра составляют: • Содержание произведения (тематика, проблематика); • Характер конфликтов и их развитие в сюжете; • Способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, отдельных героев; • Способы и приемы изображения, изобразительно-выразительные средства; • Отношение автора к изображаемому; • Стилевая манера; • Эмоциональный настрой сочинения.
Сочинение-характеристика и сочинение – литературный портрет 1. Социальная характеристика персонажа включает рассмотрение его взглядов, убеждений, идеалов, нравственных принципов и социальной среды, обусловившей их. 2. Необходимо проследить эволюцию характера, определить идейно-нравственный смысл образа, отношение автора к герою. 3. Существенная сторона характеристики – речь персонажа, приемы создания образа, изобразительно-выразительные средства, оценка героя критикой. 4. Художественный вклад, который внес писатель созданием данного литературного типа.
Усложненный вариант подобного жанра сочинения – образ автора в произведении: он всегда шире, глубже, многостороннее, чем образ любого героя. Личность автора проявляется как в содержании, так и в форме произведения: тематике, проблематике, системе образов, их идейном смысле, конфликтах, сюжете, композиции, способе обрисовки героев и событий, в языке автора, жанровой специфике. В сочинении – характеристике какого-либо исторического деятеля важно вначале кратко обрисовать его роль в истории. Основная часть посвящается подробному анализу исторического лица в конкретном художественном произведении. Сравнительная характеристика предполагает, что пишущий показывает в сочинении общие и противоположные черты героев, неповторимость каждого из них. Разновидность – сравнительная характеристика: характеристика образа автора и героя, в которой должна быть отражена многогранность личности автора, его отношение к герою. В сочинении – групповой характеристике необходим анализ типичных черт литературных героев и их индивидуальных особенностей. Сочинение – характеристика лирического героя раскрывает обобщающий образ в одном стихотворении или определенных циклах поэзии: гражданской, общественно-политической, патриотической, философской, о роли поэта и поэзии, о любви и дружбе, в пейзажной лирике. Особое внимание необходимо уделять изобразительно-выразительным средствам, ритмическому строю стиха. Однако лирический герой может быть и в прозаических произведениях, но принципы характеристики те же. Сочинение – литературный портрет должно воссоздавать духовный, творческий облик писателя, художника, ученого, общественного деятеля и др. Литературный портрет – разновидность документального очерка. Основной метод его создания – биографический. Предметом литературного портрета является человек, его творческая и общественная деятельность, социально-общественная значимость творчества, характер, личная оценка пишущего и т.п. Писать такое сочинение можно по памяти, по наблюдениям, на основе прочитанного, воображаемой беседы с героем. Основная особенность литературного портрета заключается в том, что автор не стремится к строгой последовательности в изложении, Мысль его свободна, он не только ссылается на авторитетные источники, но и стремится проникнуть в психологию, мировоззрение человека, портрет которого он «рисует». Портретная зарисовка – малая форма портретного очерка, требующая жесткого отбора материала, одного -двух выразительных штрихов, факторов.
Литература: Завадская О.С. Методика обучения старшеклассников написанию сочинений: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006